Marauders: stay alive

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Marauders: stay alive » Завершенные отыгрыши » Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю.


Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю.

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю.


Закрытый эпизод

http://i91.fastpic.ru/big/2017/0822/9a/5b78976a8da3bba4cf0ad72ae993759a.jpg

Август Руквуд, Элфиас Дож

1975 год, осень, конец рабочего дня

Министерства магии, кабинет Дожа

"Так за приятным разговором пошел одиннадцатый час (с)

Отредактировано Augustus Rookwood (2020-08-20 01:43:39)

+1

2

Август никогда не считал свои рабочие дни утомительными: даже заполнение отчетов о проделанной работе не доставляло ему не удобств. Он писал о том, что любил, и этого было достаточно.
Сегодня Август еще и намеревался в любом случае задержаться в Министерстве.
Откровенно говоря, он не был уверен в успехе своего плана: в конце концов, на что уважаемому советнику Визенгамота вчерашний стажер-невыразимец. Но Август рассчитывал, что сперва мистеру Дожу помещает его выгнать – вежливость, а потом – ну должно же в какой-то момент сработать его – Руквуда – природное обаяние.
Перо под его взглядом поставило аккуратную точку на листе. Руквуд заклятием просушил чернила, свернул отчет, и запечатал.
Его шикигами – на этот раз феечка сошедшая с магловских открыток, юбочка колокольчик, крылья, локоны – болтала тонкими ножками, сидя на стопке книг. Он часто менял облик шикигами: мать говорила, это помогает, когда нужно научится вызывать нескольких сразу.
Руквуд старательно развивал этот навык, вызывая его куда больше и чаще, чем это было необходимо. Пока хватало магии поддерживать его присутствие.
- Домой, - Август протянул ей руку, и крошечное создание вспорхнуло со стола на его ладонь. Вовсе не обязательно было командовать ею: ему достаточно было подумать. Ведь  в какой-то степени она была частью его «души», «эйдоса», «сущности» - как угодно.
Она растворилась, оставив в ладони маленького бумажного человечка с написанным кровью иероглифом. Руквуд смял листок бумаги, и сжег к пепельнице. Никогда не оставляй свою кровь – даже использованную.
Он вышел из Отдела тайн, двигаясь в сторону уровня, на котором находился кабинет Элфиаса. Там – как и ожидал юноша – все еще горел свет.
Руквуд постучался, и услышав отклик, сунул темноволосую голову в дверь.
- Добрый вечер, мистер Дож, - он улыбнулся, - Я вижу, вы задержались, и подумал, что возможно, вы не будете против моей компании.
Их представил друг другу еще наставник Августа по Отделу Тайн, но до этого момента, Руквуду никак не удавалось переговорить с Дожем больше пары минут.

+6

3

Прытко-пишущее перо вынырнуло из-под бумаг, которыми был завален стол, отчеркнуло все, что уже успело записать, безнадежно встрепенулось и беспомощно опустилось поверх черновика заключения, которое Элфиас готовил целый день. Дож устало потер переносицу и скользнул глазами вверх по строчкам, к самому началу, в надежде хотя бы в этот – сотый, не меньше, - раз найти то, что ему так не нравилось.
Он так долго писал всевозможные заключения, доклады, пояснительные записки, запросы и ответы на запросы, что давно приноровился к особенностям министерского эпистолярно-бюрократического жанра, но все еще не научился – «хотя давно следовало бы, пап» - относиться к этому как к настоящей, не требующей уже ни усилия ума, ни тем более души, формальности. Элфиасу нравилось чувствовать удовлетворение от проделанной работы, а заключение было наиболее подходящей для этого формой: скрупулезное, последовательное изложение событий, подводящее черту под делом, разрешенным и готовым уже вот-вот отправиться в архив, приносило ощущение пользы и даже спокойствия, которое по обыкновению внушало правоведу все, что было подкреплено доказательной и задокументированной базой.
Ради этого заключения он готов был даже задержаться на работе. Даже – потому что на сегодняшний вечер, ради разнообразия, он никому ничего не обещал. Да и Айрис и Артур вряд ли сейчас были дома, потому что дочь собиралась взять Артура на прогулку, а он хотел грейпфрутовых леденцов из совершенно определенного магазина. Элфиас ничуть бы не удивился, не обнаружив дома вообще никого.
По старой привычке, обычно помогавшей привести мысли в порядок, Дож провел ладонью по черновику заключения, расправляя не замявшиеся уголки, приглаживая больше собственные мысли, чем бумагу. Прытко-пишущее перо вновь оживилось, и, следуя за его мыслью, побежало по строчкам, заполняя поля пометками и примечаниями. Он не упустил ничего действительно важного, он просто любил наводить во всем порядок.
К тому времени, как стало совершенно, окончательно поздно и пришлось даже зажечь не только лампу у стола, но и свет в остальном кабинете, Элфиас практически закончил с финальным вариантом заключения. Ему оставалось только сверить пару дат из протокола, которые он записал, полагаясь на память, но предпочел бы уточнить на всякий случай. Дож достал из ящика стола протокол и собрался уже погрузиться в чтение, выискивая нужную ему информацию, когда раздался стук в дверь. В это время, когда все – или почти все – коллеги уже разбежались по домам, едва ли кто-то захотел заглянуть к нему без особого желания или неотложной необходимости, поэтому Дож отложил протокол в сторону и крикнул:
- Войдите.
К его удивлению, в узкой щели приоткрывшейся двери возникла не совсем голова его коллеги. Вернее, коллеги, но не непосредственного.
- Добрый вечер, мистер Руквуд, - улыбнулся Элфиас. Август Руквуд, если быть более точным. Он мог бы назвать его по имени, но Дожу не нравилось панибратство с молодыми коллегами, которое позволяли себе люди его возраста, не спросив ни разрешения, ни предпочтений своих собеседников. – Ничуть не буду против. Вы даже можете составить мне компанию целиком,- добавил он, снова улыбнувшись и делая приглашающий жест.

Отредактировано Elphias Doge (2020-08-21 19:45:02)

+8

4

«Что же, камень заложен – школа будет, как сказал Гордрик Гриффиндор, если верить  приданиям».
Август улыбнулся, делая шаг в кабинет и прикрывая за собой дверь.
- Надеюсь, я не оторвал вас от важных дел, - он не стал изображать смущенную школьницу, мнущуюся у двери и складывающую ручки на коленях, - Так как мой вопрос носит личный и скорей... дискуссионный характер. Я могу присесть?
Начиналась сложная часть. Он пришел – его пустили, теперь…
Август внимательно смотрит на человека напротив: Элфиас Дож выглядит основательным, но не тяжелым. Эдаким всеобщим добрым дедушкой. Не Альбусом Дамблдором, который может в любой момент ошарашить тебя сентенций из вроде бы не связанных между собой слов, а тем, кто напротив выразится предельно ясно и объяснит все на пальцах.
Впрочем то, что касается Дамблдора – Руквуд подозревал, что все вокруг так долго смотрели ему в рот в надежде услышать великую мудрость, что уважаемый джентльмен просто не может отказать себе в удовольствии произнести абракадабру и улыбаться, наблюдая как несчастные ищут в ней высокий смысл.
Сам Руквуд полагает, что если доживет, то будет из тех пугающих дедов, в чьи покои почтительно стучится внук, скрывая дрожь в коленях. Но для него самого сейчас – такой как Элфиас был бы предпочтительнее.
Лучистый внимательный взгляд, располагающая к разговору поза. Август запоминает: впитывает каждую черту, позже он наверное попробует сыграть сам с собой. Получится ли у него перевоплотится. Научиться так же смотреть, так же двигаться, так же..
Август не может не улыбаться Элфиасу: слишком уютно. Он хотел бы повторить эту улыбку.
- Вы простите мне, мистер Дож, если я упущу обязательную прелюдию о погоде? Увы – на уровне Отдела тайн так сложно оценить приятность этого дня.

+6

5

- Ничуть, - снова улыбнулся Элфиас и призывно махнул рукой, приглашая Августа не стесняться и не топтаться у порога. Он нисколько не кривил душой – важных дел, от которых Август мог его оторвать, у него в самом деле не было. Возможно, будет даже куда более продуктивно проверить даты в протоколе завтра утром, на свежую голову. Никто все равно не ждет от него заключения раньше обеда.
Элфиас встал навстречу гостю и указал ему на два кресла в небольшой зоне отдыха, которую он завел в своем кабинете на случай важных совещаний с неким Альбусом Дамблдором, любившим отвлекать его от насущных бюрократических дел чашечкой ароматного чая или бесконечной беседой.
Зона отдыха, впрочем, годилась и для более прозаических и неожиданных случаев – таких, например, как этот. Хотя как классифицировать этот случай Элфиасу пока было неясно: личный вопрос предполагал, что говорить Августу будет удобнее не на стуле для посетителей с жесткой спинкой и слегка потертыми деревянными подлокотниками, который полагался всем сотрудникам Министерства, у кого посетители вообще были, а в удобном, мягком кресле. Дискуссионный вопрос, напротив, возвращал их к официальной обстановке, предполагавшей между говорившими наличие письменного стола.
- Присаживайтесь, - обводя кабинет широким жестом, предложил Элфиас, предоставляя Августу самостоятельно выбрать, насколько официальным он хотел сделать их разговор. – Прелюдии о погоде вовсе необязательны. Я, признаться, полный профан в обсуждении природных явлений, - признался Элфиас, с интересом рассматривая посетителя. Или, правильнее сказать - гостя, раз уж время было нерабочее, а хотя бы часть дискуссионного вопроса – личной.
- Я могу вам чем-то быть полезен, мистер Руквуд?

+6

6

Август издает короткий и легкий словно пушинка смешок на слова Элфиаса о том, что он полный «профан». «Как же так? Достойный британский джентльмен и не слова о погоде? Впрочем, я не лучше. Даже вязать не умею, а еще аристократ.»
На самом деле Руквуд, конечно, мог поддержать беседу о погоде. Он мог даже завуалированно говорить о политике, делая вид, что рассуждает о прошедшем дожде или утреннем тумане. Всегда можно пустить глубокомысленное: «Надвигается гроза, но уверен, эти розы останутся, так же свежи и прекрасны после дождя, разумеется те из них, что не пострадают от града...» - и твой собеседник поймет, что ты о великих потрясениях и переменах, которые переживут только достойнейшие из достойных.
Август знал, что древнее проклятие гласит: «Чтобы ты жил в эпоху перемен», но самому ему казалось, что люди ярче всего сияют именно в такие времена.
- Видите ли, мистер Дож, стоит мне заговорить о маглах, как кто-то снисходительно посмеивается: «Что маглы – глупцы, невежды и слепцы, достойные внимания не более, чем мухи в близи торта», - тон Август меняется, он явно кого-то пародирует, - Другие понижают голос, и говорят, что-то в духе: «Я конечно, не в коей мере не одобряю господина Гриндевальда. Очень-очень радикальные идеи, - Руквуд снова говорит не своим голосом, быстро и беспокойно, и хотя его собственные ладони ровно лежат на подлокотниках кресла, в которое он присел, легко представить себе суетливого чиновника, нервно потирающего руки, в надежде, что его не осудят, - Но все же нельзя отрицать, что мы вынуждены скрываться от них.» - молодой человек улыбается мягко и понимающе, - Мы делим с маглами одну планету – для многих это повод для беспокойства. И в тоже время... Некоторые из них абсолютно потрясающие. И то, что они создают без магии – прекрасно. Впрочем, о нас можно сказать тоже самое. Один волшебник создал дементора, другой патронуса. И мне совершенно не с кем об этом поговорить. Даже в семье, - он смущенно улыбается, - Будь я школьником, я бы попробовал обратиться к директору Дамблдору – но признаться, некоторые его мудрые мысли заставляют меня изрядно попотеть над ними, - Август прикусывает губу, - Я наделся, вы не откажите мне в беседе.
Он позаимствовал часть этой манеры у одного из стажеров в своем отделе: юноши безмозглого, но совершенно очаровательного. И умеющего этим пользоваться. Даже странно какие причудливые формы принимает порой слизеринская хитрость. Смешал с собственными привычками – всегда добавляй что-то от себя, иначе тебя легко поймают на лжи. И вот результат: юноша, которого волнует легкая для зрелого мужа, на не простая для мальчишки дилемма, и который не нашел к кому с ней обратиться.

Отредактировано Augustus Rookwood (2020-08-31 18:45:31)

+5

7

Элфиас умел не меняться в лице, даже когда был совершенно искренне заинтересован в происходящем. Даже тогда, когда не вполне его понимал. Законодательство, при всей его успокаивающей определенности и более-менее упорядоченной структуре, все же умело преподносить сюрпризы, когда в него вмешивались люди, – магглы или маги в данном случае не имело никакого значения – беспрестанно чувствовавшие чувства и имевшие не менее сотни точек зрения на одну и ту же проблему одновременно. Работа приучила Элфиаса не выдавать себя, что вовсе не означало в его случае сделку с совестью: он искренне интересовался большинством людей, которых встречал, но демонстрировал этот интерес немногим.
Гость менял личины одну за другой, подражая людям, которых Дож неоднократно встречал в Министерстве. Возможно, Август делал это специально, выбрав – понять бы, с какой целью, - тех, кого он мог узнать. Возможно, необычность визита сделала Дожа мнительным.
Все, что Август говорил, было с какой-то точки зрения справедливым. Магглы и вправду бывали глупы и невежественны, но вовсе не потому, что мироздание лишило их магического дара. Волшебники порой бывали еще более слепы и глухи к тому, что происходило вокруг них, и, если бы Элфиас взял на себя роль высокого судии, он не назвал бы кое-кого даже мухой возле торта. Глупо было спорить с тем, что волшебники вынуждены были скрываться от магглов и идти для этого на разные ухищрения, и еще глупее – что для определенной категории магов идеи Гриндевальда были не непростительным радикализмом, а рациональным способом регулировать популяцию. Элфиас не был ни ребенком, ни идеалистом, чтобы этого не понимать. Он, в конце концов, вырос в семье, которая, хоть и не принадлежала к священным двадцати восьми фамилиям, считалась более чем чистокровной – последний маггл в роду Дожей случился в конце шестнадцатого века, и Элфиас отлично помнил, что этим никто особенно не гордился. Мир чистокровных волшебников был так тесен и неповоротлив, что впустить туда какое бы то ни было мнение, особенно то, что заведомо было невыгодным и предполагавшим хоть какие-то перемены, было совершенно немыслимо. Немыслимо было заметить в магглах и их мире все то, что умел замечать, скажем, дорогой Ксенофилиус и его друг Артур Уизли. Невозможно представить, что разбалованные оживающими игрушками и книжками дети могли насладиться скучными, «мертвыми» развлечениями, для которых предметы оживали силой воображения, а не взмахом волшебной палочки. Но наиболее болезненной, как представлялось Элфиасу, была необходимость признать, что мы, кем бы эти «мы» ни были, не лучше и не хуже. Мы просто разные.
- Вы так прекрасно разбираетесь в этом вопросе, мистер Руквуд, - отозвался Элфиас так же радушно и заинтересованно, как раньше, - что я, признаться, заинтригован, о чем же вы хотите побеседовать со мной?
Альбус, вероятно, сумел бы завернуть все эти размышления в привлекательную и многослойную обертку, но для Элфиаса это не было самоцелью. Август пришел поговорить о магглах и чистокровии, но, по всей видимости, для того, чтобы что-то понять о нем или о себе, а не о сложных вопросах, послуживших сначала причинами войны, а потом – поздних разговоров.

+4

8

Август улыбнулся: легко, светло, раскрывая большие темные – абсолютно европейские глаза, доставшиеся ему отца.
- Пожалуй, я начал слишком издалека... – юноша вздохнул, - Я не думаю, что мы сильно отличаемся от маглов. Да, мы можем в один миг отсюда перенестись в Хогсмид, за много миль. Они могут поднять в воздух огромную машину наполненную десятком людей и за несколько часов перевести их через океан. Для них – наша магия чудесна и не понятна. Но мы знаем, как она работает. Для них так же понятны и записаны в чертежах их технологии. Были страны, в которых маги и люди сотрудничали друг с другом, и только под давлением европейцев были вынуждены ввести и у себя Статут Секретности. Сам великий Мерлин активно вмешивался в жизнь маглов, - Август изобразил задумчивость, словно не зная как продолжить дальше свою мысль. Обрывая ее незаконченной. Следующий этап разговора у него был. Статут. Его причины. Его последствия. Его нужно или не нужность. Страхи маглов. Бла-бла-бла...
Он был ребенком двух культур. Разница между которыми может быть была куда глубже пропасти между маглами и магами. В Британии дитя чистокровного волшебника и магического существа, которое способно иметь общее потомство с людьми – считается полукровкой. Иногда опасным полукровкой. В Японии... откуда родом его мать – такой полукровка не просто чистокровен. Да за брак дочери с таким или сына с такой просто удавятся. Там же, могут взять маглорожденного и усыновить его. И он будет считаться чистокровным. Никто не посмотрит на него косо. В Британии такой человек должен будет собрать все свое мужество перед выходом на прием. Японцы вообще бы не пошли на статут секретности, если европейцы их не вынудили. У них никогда не было Инквизиции. Их маглы относились к своим магам с уважением и почтением. В Статуте для них просто не было смысла.
- Что вы думаете о моих тезисах? Я понимаю, что я еще слишком молод и склонен и драматизировать и считать очень новаторскими идеи, над которыми многие уже размышляли. Поэтому я и пришел к вам... за мнением.

Отредактировано Augustus Rookwood (2020-09-26 15:57:13)

+2

9

Август был не первым молодым человеком, посвящавшим свое время подобным рассуждениям. Когда-то давно почти такие же вопросы, касавшиеся в том числе Международного Статута Секретности, они подробно обсуждали и с Айрис, а после – со многими молодыми коллегами. Собственно, Статут будоражил умы магической молодежи с 1689 года, и ничего страшного в этом не было: Элфиасу всегда казалось, что такие статуты по прошествии времени служили неплохой проверкой для начинающих законников, удобным тренировочным мерилом справедливости и гибкости правовых актов.
- Для того и дается молодость, чтобы позволить себе самые разные размышления, - ответил Элфиас. Во всяком случае, позволить до тех пор, пока эти размышления никому не вредили. – Я польщен вашим интересом к моему мнению на этот счет, мистер Руквуд, - добавил Дож, улыбнувшись. Его мнение, каким бы оно ни было, в данном случае ничего ему не стоило – магическое общество еще не добралось до стадии, когда мнение рано или поздно становилось палачом, хотя что-то подсказывало Элфиасу, что это всего лишь вопрос времени, а не признак высокого развития общества.
- Я полагаю, что в основе каждого правового акта, не исключая Международный Статут Секретности, принятый в 1689 году, лежит некая жизненная необходимость, происходящая из самых разных обстоятельств. В контексте той или иной ситуации, пребывая внутри проблемы, мы можем искренне полагать, что нашли самое правильное, единственно истинное, законное решение и облагодетельствовали потомков, придав ему форму législation. Это может быть вполне справедливым убеждением. Но справедливость – необязательное условие для принятия решений, как бы нам ни хотелось верить в обратное. Что же касается великого Мерлина… - его авторитет в этом вопросе может быть несколько преувеличен, - я бы посоветовал вам взглянуть на других достойных волшебников, мистер Руквуд. На тех, что живут или жили в мире, который в большей степени соответствует привычному нам, чем тот, в котором жил великий Мерлин.
Дож посвятил свою жизнь законам, и никакого другого ответа у него просто не могло быть. Законы не делились на справедливые или не справедливые. Они рождались из необходимости и были предназначены для того, чтобы в меру возможностей корректировать действительность. Зачастую это порождало путаницу и несправедливость, способствовало угнетению одной группы общества другой, но это определялось не высшим порядком, а доминирующими в обществе идеями. Законы всегда пишут победители. 
- Я допускаю, - отвечая на вторую часть вопроса, продолжил Элфиас, - что мы с магглами могли бы лучше понимать друг друга. Но для этого необходимо желание узнать друг друга, отринув страх и предубеждения. Это бывает сделать сложнее, чем нам кажется.

+5

10

Август с восхищением уставился на Элфиаса. «Люди вообще так говорят? Или это вшито куда-то в подкорку.» Он и сам умел говорить, так словно был не живым человеком, а зачарованной книгой, отвечающей на вопросы. Как правило в его случае это значило, что Август или слишком занят, чтобы контролировать свою речь или не слишком жаждет данной беседы.
- О, разумеется, - улыбнулся он, - Я думал и об этом: что те, кто принимал закон в конце семнадцатого века, сделали это по необходимости. Но с тех пор прошло уже  почти три века. Со времен Мерлина, конечно, еще больше, - он задумчиво постучал кончиками пальцев по подлокотникам кресла, - Но должны ли мы действительно смотреть на великих магов и на их отношение к проблеме, а не на изменения в мире маглов? Чем действительно является Статут – универсальным лекарством от разницы между нами? Или... – юноша явно поискал наиболее подходящее сравнение, - У маглов нет костероста, и когда магл ломает ногу или руку, к ней привязывают палку, чтобы она правильно срослась, а потом заливают... гипсом, - Руквуд явно вспомнил слово после паузы, - Главное: во время снять гипс, когда кость срослась, и он уже не нужен. Что если маглы изменились достаточно, чтобы принять нас? Что если среди нас так же хватает магловских нововведений. Мы уезжаем из Хогвартса на Рождественские и Пасхальные каникулы. Не на Йоль или другие праздники, что более близки нам. Многие ли вообще знают, кто родился – на Рождество? Из магов, я имею ввиду. Эти праздники пришли к нам от них. Как и колдографии, колдо-радио... газеты. Все эти вещи изначально – их. Маглы уже пишут книги, где волшебники не злы, а напротив... помогают людям. Может быть еще лет сто – и в Статуте не будет необходимости. Они перестанут нас боятся. Или пропасть между нами действительно не преодолима?
Руквуд смотрел заинтересованно: разговор становился уже не просто предлогом, а увлек его. Он был искренне уверен: кость срослась, гипс пора снимать. Конечно, медленно, осторожно, чтобы не повредить ноге, что слишком долго была в нем. Но маглы должны считаться с тем, что они не одни на этой планете.

+4

11

Чем старше становились люди, – а волшебникам в этом смысле был дарован еще более долгий век, чем магглам, – тем сильнее был соблазн отмахнуться от философских вопросов, волновавших молодое поколение, как от назойливых мух, невесть зачем прицепившихся к достойным мужам. Во-первых, такие вопросы едва ли были оригинальными: например, отношения с магглами волновали волшебников от Мерлина до Темного Лорда, и у каждого на этот счет было собственное, непоколебимое мнение. Во-вторых, ни мнение Мерлина, ни мнение Темного Лорда, ни мнение Элфиаса Дожа или Августа Руквуда не имело никакого значения: отношения с магглами и их миром регулировал Статут, который приняла международная конфедерация магов в конце семнадцатого века, и ни у кого, кроме нынешней Международной конфедерации магов, пока не было власти его отменить. Во всяком случае, законным способом.
Статут можно было разве что игнорировать, нарушая тем самым один из основных законов магического мира, но для этого нужно было что-то посерьезнее, чем обыкновенные убеждения – как минимум истовая вера в собственные убеждения об альтернативном мироустройстве.
Проблемы магического общества, как иногда казалось Элфиасу, происходили от того, что старшие отмахивались от младших, наивно полагая, что время совершенно не изменилось и то, что уже однажды было проговорено, узаконено и навеки убрано в стол, не нуждалось в пересмотре.
- Я не думаю, что есть универсальное лекарство от чего бы то ни было, в том числе и от разницы между нами, - улыбнулся, лишь едва приподняв уголки губ, Элфиас. – Магглы, возможно, изменились в достаточной мере, чтобы принять нас. Но изменились ли мы в достаточной мере, чтобы принять их? Между нами есть Рождество и Пасха, даже если большинство из нас понятия не имеет, что в самом деле отмечают в день, который для нас вдруг стал выходным – рождение, воскресение или исход. Но, не в последнюю очередь благодаря уже упомянутому нами Статуту, это приблизительно все, что сейчас между нами есть. Это – и предрассудки. Недостаточно, как мне кажется, для того, чтобы преодолеть пропасть.
Пропасть, признаться, была слишком глубока. И волшебники, однажды не задавшие никаких вопросов или не получившие нужных ответов, продолжали нести свои убеждения миру и путать то, что и без того было запутанным.
- Я рискну предположить, мистер Руквуд, что даже если допустить, что мы с вами оба верим в то, что нашим отношениям с магглами больше не нужны ни гипс, ни костерост… даже если допустить, что нас больше, чем двое, а, скажем, половина или почти половина магического сообщества… этого все равно будет недостаточно, потому что тех, кто верит в совершенно другое, гораздо больше. И это, следует признать, их право, данное им тем самым Статутом и многими веками молчаливого противостояния с миром, который многим – и даже обоснованно – до сих пор кажется непохожим на наш.
Дож намеренно сказал «даже если допустить». Он не то чтобы скрывал собственные убеждения от кого-то в Министерстве Магии, просто общаться на подобные темы было гораздо легче и удобнее, допуская то или иное, а не утверждая наверняка. Это позволяло жонглировать предметом разговора почти как абстрактным понятием и, в идеале, делало обсуждение более объективным.

+4

12

Август улыбнулся: да, это было логично, что его возраст воспринимается, как причина рубить с плеча. Мистер Дож отвечал так, словно Руквуд требовал провести революцию, а не предполагал гипотетически, что лет через сто, когда внуки Элфиаса будут качать на коленях собственных внуков. Насчет своих внуков Август был не так уверен, хотя конечно продлить род Руквудов входило в его обязанности.
- Вы правы, - он чуть сощурился, - К тому же среди каждого большинства, есть свои деления. Ведь отношения с маглами должны принять какую-то форму... У тех, кто может выступить за снятие статута, мнение об этой форме будет до радикального требования порабощения маглов, до полного любви к их техническим приспособлениям - слияния. Однако, вы меня не поняли: я вовсе не требую революции в этом вопросе. Я ученый, а не политик, - Август поднял руки в «безоружном» жесте, - И мои научные интересы далеки от изучения общества. Хотя, признаю – мой вопрос проистекает из них. Дело в том, что в Японии, откуда происходит оммедо – моя специальность, министерство магии существовало вполне открыто до прибытия на остров европейцев. И японские маги, как и маглы тогда задавались вопросом «выгнать ли заморских демонов взашей? Научится у них чему-то полезному и уже потом выгнать? Или подружится и присмотреться?». Именно, иностранцы продавили статут в Японии. До этого момента, маги считались уважаемыми членами общества. Хотя с несколько религиозной подоплёкой. Японскому правительство пришлось под давлением менять привычный и удобный уклад жизни, - Август почти машинально потер подбородок, - Наши правительства сотрудничают, и могли бы начать двигаться навстречу друг другу, но не делают этого. Подготавливать общественное мнение.  Разумеется, что такие вещи не делаются во мгновение ока. Думаю, даже если бы прямо сию секунду маги и маглы сделали бы шаг к друг другу в лице своих правительств – мои внуки могли бы все равно не дожить до того момента, когда отмена Статута стала бы возможной без трагедий. И да, вы правы, отстает магическое общество. И попытки отменять Статут пока этот разрыв существует – бессмысленны. Вливания маглорожденных лишь чуть-чуть ускоряют процесс.
«Мы консервируемся в своих традициях, а потом кто-то начинает убивать и выкидывать в небеса змею, выползающую из черепа. И почему никто не говорит о том, как ярко намекает этот символ на Салазара и его наследника. Пресловутого... наследника.»
- Я еще вас не утомил? – виновато улыбнулся Руквуд.

+3

13

Людям, по всей видимости, никогда не нравилась мысль, что можно быть и ученым, и революционером одновременно – это могло ненароком примирить их с действительностью, в которой белое и черное крайне редко существовало в чистых, беспримесных проявлениях.
Руквуд так торопливо открестился от политики, что в любых других обстоятельствах это вызвало бы у Элфиаса подозрения. Но дружеская беседа о высоких идеалах и судьбах магического мира – к счастью или сожалению - не подразумевала никаких подозрений.
- Когда-нибудь наши департаменты международного сотрудничества начнут работать достаточно эффективно для того, чтобы мы стали друг для друга просто коллегами и партнерами, а не заморскими демонами, - улыбнулся Элфиас и добавил, не удержавшись. – Но до этого, судя по всему, не доживут даже внуки внуков моих внуков.
Дож никогда не отказывал в диалоге другим культурам или убеждениям. На этом в свое время строилась его работа в международном магическом законодательстве – договариваясь с коллегами, можно было обнаружить куда больше схожих прецедентов и возможностей мирного решения самых щекотливых вопросов, чем казалось на первый взгляд.
- За три столетия, что прошли с принятия Статута, магглы по большей части растеряли веру в религиозную составляющую магии, увы. И, какой бы функциональной ни была система взаимодействия магглов и магов в Японии до того, как в Японии приняли Статут, предугадать, к чему она могла бы привести со временем, чрезвычайно сложно.
Мир, как бы ни хотелось обратного самым замкнутым и закрытым от вторжения культурам, неуклонно расширялся, в последние пару десятилетий – особенно ощутимо. Маги путешествовали чаще и дальше, и магглы, что немаловажно, тоже путешествовали. И с таким же интересом знакомились с чужестранными культурами.
- Границы постепенно размываются, - продолжил Элфиас. – И если представить, что где-нибудь в Японии сейчас о существовании магов было бы известно всем, а в Британии – некому, можно предположить, что в мире – магическом и маггловском – возник бы некоторый дисбаланс. Возможно, даже совершенно объяснимое напряжение с обеих сторон, которое могло бы разрешиться самым непредсказуемым образом, в зависимости от того, кто взялся бы за решение – ученый или революционер. Кроме того, если позволите, мистер Руквуд, я полагаю, что далеко не всегда нужно выбирать что-то одно. Иным ученым суждены собственные революции. К счастью или к сожалению. Вы можете быть тем самым ученым, который инициирует диалог.
Дож помолчал, рассматривая своего собеседника – не бесцеремонно, а с совершенно искренним интересом. Может быть, это он стал слишком стар, чтобы искать новаторские решения, и, как все старики, стал держаться знакомой гавани. Надо будет обсудить это с Альбусом сегодня вечером. Хотя ему, естественно, будет приятно согласиться с тем, что его старинный друг по полному праву превращается в закостенелый потрепанный башмак.
- Ну что вы, мистер Руквуд, вы ничуть меня не утомили. Я только, увы, не могу предложить вам никаких практических решений.

+4

14

Руквуд негромко рассмеялся:
- Думаю, что в то время вопрос был не в работе департамента, но в столкновении с неведомым. Иногда неведомым – увы – может быть просто такой же человек как и ты, но с необычным для твоей родины цветом волос. Сейчас, вопрос действительно и в работе департамента и в том, что одна нация видит от другой, - он улыбнулся, - Мир никогда не будет совершенным, хотя на мой взгляд, мы должны стремится к тому, чтобы нашим внукам остался мир, который будет лучше, чем тот, что наши деды оставили нам.
Диалог между двумя странами: как диалог между двумя людьми, только уровнем выше. Ты хочешь сказать одно, ты формулируешь его как второе, а твой собеседник слышит вообще третье. И единственный способ настроить общение: бесконечно повторять как попугай: «Правильно ли я понял, что вы имеет ввиду...»
Август не работал в отделе международного магического сотрудничества, но там работал его отец, который имел привычку иногда вести с сыном беседы: даже после того, как разочаровался в идее, что Руквуд-младший пойдет по его стопам.
- Вы совершенно правы: мир действительно стремительно менялся, и если бы тогда не надавили, то сейчас это могло бы привести к весьма трагическим последствиям. Но я, когда приводил эту ситуацию в пример, имел ввиду вовсе не «ох, плохие европейцы обидели бедных японцев» - если утрировать. Напротив, ситуация, когда у страны есть сформировавшиеся традиции, но ей приходится стремительно меняться под давлением обстоятельств ради лучшего будущего. Вечный спор между традициями и инновациями, между стабильностью и неизвестностью, между привычкой и чем-то новым. И никогда не знаешь к лучшему или к худшему это приведет, наверняка, можно лишь предположить.
Август улыбнулся, прямо глядя в глаза мистеру Дожу. Все-таки этот человек очень проницателен. Он не мог упустить, что Руквуд сказал вовсе не о революции, а «Я не политик.» Но заговорил именно о революции. "Считал меня как мальчишку? Впрочем, по сравнению с вами, мистер Дож, я и есть мальчишка."
- Мистер Дож, я никогда не говорил, что наука и революция не идут рука об руку. Они должны идти вместе. Даже те ученые, которые веками описывают до тонкостей уже известное явление просто готовят дорогу к новой революции, к новому прорыву, ведь в процессе изучения установленной наукой картины мира всегда накапливается ряд фактов, что не укладываются в нее. Я никогда не стремился сузить свой мир лишь до одной области: иначе мы бы с вами не разговаривали, лишь обозначил, что к сожалению разбираюсь в политике и законах не так хорошо, как вы, - его улыбка стала почти извиняющейся, - И потому я признателен вам, что вы все еще не выгнали меня читать что-то по теме и приходить к вам уже более подкованным в вопросе.
В тех же Пожирателях Руквуд пока не понимал одного момента: хорошая организация, за этим явно стоят очень богатые и очень влиятельные люди. И дело не в том, что им просто нравится убивать маглов ради смеха. Нет, раз вместо финансирования и продавливания реформ, которые им нужны, они пошли столь радикальным путем, значит... была причина.

+3

15

Прекрасная мечта – оставить внукам лучший мир, чем тот, в который пришли мы сами. И ведущая в никуда. «Прекрасное» не поддавалось унифицированному определению, о котором, раз приняв, больше не пришлось бы спорить. Для кого-то желанным лучшим миром был тот, где маги и магглы уживались друг с другом, давая друг другу знания и опыт; где границы между чистокровными, полукровками и магглорожденными, а также всеми прочими разумными существами, были стерты; где блага распределялись в соответствии с вековыми традициями, а те, кому не повезло родиться в обеспеченных семьях, занимали подобающее им место – рабов, обслуги, материала для экспериментов. Дорога, вымощенная благими намерениями, как известно, была самой коварной.
- Разве сейчас вопрос не в столкновении с неведомым? – с искренним интересом уточнил Дож. Дело, кажется, всегда было в столкновении с неведомым, только теперь решение в отношении неведомого или непохожего на большинство принимал узкий круг назначенных кем-то свыше лиц.
Элфиас ничуть не сомневался, что, как и многие другие инициативы, в итоге ставшие винтиками огромной бюрократической машины, такая система кому-то поначалу представлялась наиболее эффективной. Только логично отобрать самых разумных, здравомыслящих, говорящих на иностранных языках людей, способных принимать решения и рассуждать непредвзято, для того, чтобы наладить диалог двух культур или урегулировать их спор.
- Просто сейчас с неведомым сталкивается небольшая группа специально подготовленных волшебников, которые и выносят окончательное суждение, - пояснил свою мысль Дож. Отец Августа, насколько ему помнилось, работал в отделе международного магического сотрудничества и, к тому же, был женат на японке. Если кому здесь и было что сказать о диалоге двух культур не на красивых министерских бумажках, а на практике, так это Августу.
- Этот спор, увы, - машинально, из чувства порядка, поправив лежавшие на столе пергаменты, кивнул Элфиас, - старше нас вами. И речь здесь идет, я полагаю, не об обидах и не о том, кто плох, а кто пострадал, а о том, что все мы – британцы, японцы, французы, кто угодно еще – неохотно расстаемся с тем, к чему привыкли. И, поскольку мы с рождения не знали ничего другого, нам кажется, что наш собственный порядок, наш способ делать то или иное, и есть единственно верный. Чем больше я об этом думаю, тем сильнее убеждаюсь, что зачастую это происходит не со злым умыслом, а от ограниченности и неумения смотреть дальше своего носа.
Замечание о материалах по теме вызвало у Дожа улыбку. Даже для школы такие методы, кажется, уже несколько устарели. Кроме того, только тот, кто совершенно забыл, что такое молодость, мог отправить человека просто читать что-то по теме, в надежде, что отшитый таким образом молодой человек вернется, чтобы продолжать разговор.
- Если бы такие вопросы толково разбирали хоть в одной книге или научном труде, мистер Руквуд, я бы, без сомнения, сначала отправил изучать эти изыскания самого себя, - добродушно отозвался Дож. – И какие области еще вас интересуют?

+4

16

Вопрос почти всегда шел о столкновении с неведомым. Нужно приобрести огромный опыт принятия иных точек зрения и научится разбираться в множестве тонкостей человеческого восприятия мира, чтобы хоть в какой-то области не сталкиваться с таким количество неведомого.
Убеждения многих, что они понимают, что ничего непонятного в том, как мыслит другой человек нет – глупость. И часто ведет к краху.
- Тогда шло, сейчас идет, и в будущем будет идти, - улыбнулся Август, - В конце концов, утверждение, что в прошлом речь шла о неведомом – не значит, что речь не идет о неведомом сейчас. Просто сейчас кое-что из того, что было совсем уж неведомым в прошлом не много прояснилось и перешло в сторону «Ведомого». А кое-что так и осталось. Не говоря уж о том, что прибавилось.
Вопрос о небольшой группе подготовленных волшебников всегда вызывал у Августа несколько разных вопросов: кто решил, что именно эта небольшая группа достаточно компетентна? Кто-то, кто подготовленние них? Они сами? В первом случае, вопрос мог бесконечно продолжаться, как процесс попытки Ахилла обогнать черепаху: надзорный орган над надзорным органом, над надзорным органом… над… Нет, понимал как работает система: министр магии, отделы министерства, народ, который выбирает министра...
И все так уверены в собственной компетентности – как и он сам.
- Если мы говорим о «неведомом» как об общении с маглами, а о неведомом вообще, то признаться, мне любопытно, чем руководствовалась группа подготовленных волшебников, когда одобряла учебники по магловедению, которые существуют сейчас. Жаль что никто из маглорожденных не взялся за подобный учебник... – задумчиво протянул Руквуд, - Впрочем, это вопрос не к вам, а к ним. Простите, мистер Дож.
Август не громко рассмеялся:
- Соглашусь с вами. Мне вообще кажется, что нет людей которые становятся перед зеркалом каждое утро и говорят: «Сегодня я буду творить злодейские дела». Если исключить, конечно, совсем уже не здоровых. Есть эгоисты, которые просто игнорируют чужие неприятности. Даже не замечают их, идя к своей цели. Есть глупцы. Есть хорошие люди, которые что-то не до поняли. Но не думаю, что есть кто-то, творящий «зло» ради «зла.» Само понятие «Зла» очень субъективно. Чаще люди руководствуются «пользой» или «вредом.»
Август нахмурился, покусав губу.
Еще вопросы у него разумеется были. Тьмы и тьмы вопросов. Что лучше: о делах давно минувших дней? Или о чем-то более современном.
- Мистер Дож, что вы думаете о Пожирателях смерти? У меня пока нет своего мнения, я могу только отметить, что их символ явно связан со Слизерином. А версий слышал много. От самой банальной: что это радикально настроенная чистокровная молодежь. До «заговоры кругом»: что это напротив кто-то спонсирует акцию, чтобы дискредитировать чистокровных.
«Цель оправдывает средства? Пятнают ли средства цель? И является ли насилие козырем дилетантов?»

+3

17

- Интересный вопрос, - комментируя замечание Руквуда об учебниках по маггловедению, улыбнулся Дож. – Чтобы ответить на него, стоит, пожалуй, прежде ответить на вопрос, априори ли магглорожденный лучше разбирается в том, как писать учебники о магглах для волшебников, чем полукровный или чистокровный. Вопрос, на мой взгляд, в каком-то смысле того же порядка, что и размышления о чистокровных волшебниках, которые все знают лучше других.
Мир, в котором даже равенство и справедливость делились по цветам и чистоте крови, было довольно сложно в самом деле быть открытым к новому или хотя бы терпимым к неизвестному. Среди магглорожденных было не больше специалистов, пригодных для написания школьных учебников, чем среди полукровных или чистокровных. И никаких эксклюзивных прав на знание маггловского мира у них на самом деле не было: коллеги из отдела выработки объяснений для магглов, тесно сотрудничающие с маггловскими СМИ и даже государственными структурами по всей стране, могли знать о немагическом мире куда больше, чем выросший в семье магглов волшебник, который после школы дистанцировался от своего происхождения в угоду социальной повестке или по собственному предпочтению; или больше, чем магглорожденный волшебник, чей круг интересов и география проживания ограничивались только одним регионом или городом. И это не говоря уже о том, что дар писать школьные учебники вообще от чистоты крови не зависел, и подразумевал наличие массы других способностей и знаний.
- Писать учебники, насколько мне известно, это удивительный и редкий дар, - мягко заметил Дож. – Я был бы счастлив, откровенно говоря, если бы им обладали авторы не только учебников по маггловедению, но и всех остальных.
Август рассмеялся и заговорил о зле. Можно было предположить, что в сгущающейся тьме он за этим и пришел – поговорить о том, что было на уме у каждого волшебника, хоть сколько-нибудь времени уделяющего размышлениям о том, куда движется общество, в котором они жили.
- А польза и вред, как вы считаете, относительные понятия? – спросил Дож.
Вопрос о Пожирателях Смерти не застал его врасплох – разговор о зле, вреде и пользе в таком контексте почти неминуемо вел к этой странной радикальной группе. Но что на него ответить, признаться, Элфиас не знал – он предпочитал не давать ответов на вопросы, не располагая достаточным количеством информации.
- Я думаю, мистер Руквуд, что время покажет, кто они такие. К счастью или к сожалению, - спокойно сказал Элфиас. – Я, честно сказать, не склонен делать определенные выводы из неопределенных данных.
Он снова улыбнулся гостю, чуть приподняв уголки губ.

+4

18

- Совместная работа? – предполагает Август, - Кто-то, кто действительно корректно представляет себе маглов, кто-то, кто может грамотно подать эту информацию магам, и кто-то, кто умеет хорошо учить, если у первых двух с этим не сложилось. Но – да, найти всех троих, собрать, проследить, чтобы работа шла в ключе взаимного уважения... – он повел плечами, разводя ладони, - Задача не их легких. Что, впрочем, не оправдывает плохих учебников.
И правда – ладно бы только по магловедению. Часть наивного убеждения аристократов, что они глупцы и о них можно вытирать ноги строилась именно на этом.
Маглы не так уж и сильно отличались от них, и вопрос радикальных методов вовсе не в чистоте крови – в банальности выживания. Когда лучшая защита – это нападение.
Маглам совсем не обязательно знать о магах, чтобы мимоходом случайно их уничтожить. И себя вместе с ними, конечно, но в этом «простаки» давно преуспели. Еще парочка войн, и мир просто кончится. Сгорит в их пламени.
Август медленно втянул воздух и улыбнулся:
- Польза и вред относительны, но относительны конкретного человека. Да, то что польза для меня может быть вредом для другого. А может и не быть. С добром и злом эта категория не работает. Добро и зло претендуют на некий нравственный Абсолют. И потому они так абстрактны. Вред и польза более конкретны. Конечно, всегда возможны варианты. Ребенок обжигается на молоке: это вред, ему больно. Но это и польза: он получил урок и будет осторожнее в следующий раз. Но добро ли это? Или зло? Зло ли человек, который предпочитает пользу для себя – пользе для других? Вряд ли... хотя человек, который считает пользой для себя причинять другим вред – пожалуй, точно не добро.
«Даже то пресловутое дерево магловских церковников на самом деле – если переводить точно – не дерево познания добра и зла, а дерево познания «благого и лукавого», «полезного и лживого», если говорить очень грубо.»
Ответ Элфиаса о Пожирателях логичен, но почти разочаровывает.
В конце концов, они убийцы – эта информация абсолютно точна. И относительно нее должно быть какое-то мнение.
- Вы правы, я не знаю что и думать примерно по этой же причине. Мы точно знаем только то, что они убийцы. Что они опасны. Но считают, что их средства оправдает их цель. А вот какая у них цель кроме того, чтобы всех запугать и убивать... хотел бы я знать... И они слишком хорошо организованы для группки радикальной молодежи.
«Настоящая цель, а не все эти громкие крики...»

+3

19

- Совместная работа – это даже слишком хорошая затея, мистер Руквуд, - улыбнулся Элфиас. – Но я искренне желаю удачи тому, кто возьмется ее реализовать.
В каком-то идеальном мире – примерно таком, который он хотел бы оставить хотя бы внукам своих внуков – все школьные учебники должны были быть результатом плодотворной совместной работы превосходных специалистов. Тех, кто виртуозно владел материалом; тех, кто понимал, как учить других; тех, кто был достаточно компетентен, чтобы проверить первых двух. Хорошие учебники случались, разумеется. Они, с помощью хороших преподавателей, взращивали порядочных, талантливых, любознательных волшебников. Но неизбежные погрешности все равно случались, и их было принято спускать на тормозах.
Они с Альбусом часто обсуждали, чего стоят обществу на первый взгляд незаметные педагогические промахи: талант, которому вовремя не дали раскрыться; темный дар, который вовремя не разглядели; застенчивый способный ученик, не получивший ответа на незаданный вопрос. Никто не замечал таких помарок на безупречно гладкой ткани образовательного процесса, пока не становилось слишком поздно.
- Интересная точка зрения, - кивнул Дож. – Но ведь так же можно смотреть и на добро и зло. Убийство – безусловное зло. Отнять чужую жизнь недопустимо. Но что если опасность угрожает твоему ребенку? Беспомощному человеку? Кому-то априори более слабому. Что если убийство – это единственный выход, чтобы защитить себя? Зло это или уже нет?
Понятиями добра и зла было удобно жонглировать, сидя в мягких креслах в теплом кабинете Министерства Магии, осознавая, что за эти разговоры ты не лишишься ни жизни, ни работы, ни средств к существованию. Они не планировали преступление, поэтому рассуждать им было относительно просто.
- Мой опыт подсказывает, что даже у обвиняемого в тяжелейшем преступлении и отнявшего чужую жизнь изощренным способом, найдется для себя оправдание и достойный, как ему кажется, мотив преступления. О добре и зле легко рассуждать в зале суда, если ты не на скамье подсудимых, и в таких обстоятельствах, как наши с вами.
Элфиас задумчиво качнул головой. Убийцы – да, безусловно. Но это было бы слишком просто. Это было не все. И пока было неясно до конца, что еще, он не собирался говорить об этом ни с кем, кроме Альбуса и ближайшего круга доверенных лиц, также ищущих ответ на этот вопрос.
- Вы настолько сомневаетесь в организаторских способностях радикально настроенных молодых людей? – уточнил Дож, склоняя голову набок.

+4

20

Август улыбнулся. Ему хотелось сказать, что это сложно, но выполнимо. Но так как сам он пока не собирался заниматься этой проблемой: было куда больше интересных дел, то пожалуй, и излишне жаловаться не стоило.
Принцип его матери: если ничего не пытаешься сделать с проблемой – не ной.
Но Руквуду слабо верилось, что всем уж так наплевать, чему учат их детей. И уж министерство должно выполнять свою работу: или Департамент магического образования все вреям занимается исключительно плевками в потолок?
Или это такая негласная политика министерства – напишем, как мило маглы жгли наших предков, и какое удовольствие они получали от щекотки, горя на этих кострах. Очаровательно, не так ли? А где другая ценная информация? Например, про испытание водой. Или про то, как проходили процессы?
(И про то, что вообще-то первоочередной целью пресловутой инквизиции были вовсе не маги: во всяком случае пока верхушка церковной власти спорила между собой есть ли маги вообще.)
- Не могу с вами согласиться. Добро и зло претендуют на большее. На нечто общее для всех. На некое мерило. И именно потому, что вы сказали: они так абстрактны. По умолчанию любое убийство – зло, даже из самообороны. В наших законах есть что-то о превышении. Во всяком случае, сейчас. В мире условно победившего гуманизма. Убив того, кто пытался причинить вред моему ребенку – совершу ли я добрый поступок? Защитить ребенка – добро. Но абсолютным добром в этой ситуации будет самопожертвование. А убийство: разве оно не будет потом мучить меня по ночам? Но и тут мы уходим в глубокие дебри. Например, вряд ли я буду испытывать угрызения совести убив из самообороны акромантула или оборотня в полнолуние. А если я столкнусь с человеком, который на деле монстр, ничем не лучше акромантула. Какие-то филосовские течения считают любое убийство злом. Какие-то только те, которые человек совершает из желания убить. Мол, равнодушное убийство с целью защитить свою страну или своих близких не считается. Хотя на мой взгляд, человек способный абсолютно равнодушно отнять чужую жизнь, даже защищая кого-то - вряд ли добр. Мне близка концепция, что если ты берешь в руки оружие и убиваешь – будь готов быть убитым. С пользой и вредом проще. Убийство – вред, который ты причиняешь другому. Но если он до этого пытался убить тебя, то это польза для тебя. С этой точки зрения проще принять решение, чем мучаясь высокими нравственными ориентирами.
Сам Август никогда не убивал людей. Магических существ – случалось. Он не считал, что внутренняя сила или хоть что-то измеряется количеством жертв. Что особенного в том, чтобы превратить живое в груду гниющего мяса и костей? Создавать нечто новое – это правда и интересно. И в тоже время, он уже знал о себе, что чужие страдания его не заботят. Руквуд подозревал, что когда ему придется – если придется – отобрать чужую жизнь, он сделает это равнодушно. Отрезав себе возможность лишний раз рефлексировать.
Он улыбнулся:
- Конечно, найдется. Мы уже говорил о том, что почти никто не совершает преступление, чтобы совершить зло и насладится им. Есть конечно те, кому нравится убивать. Это что-то вроде болезни. Но даже они вряд ли считают себя злом. Скорей придумывают себе любое оправдание. А если речь идет о фанатиках… то, - Август развел руками, - Молодежь, конечно бывает разной. Но я учился с той молодежью, которую пытаются обвинить в устройстве радикального движения. Среди них было много талантливых людей. Но водить за нос аврорат? Элитную структуру, которая много лет вырабатывала способы ловли таких... не думаю. Чтобы это сделать, нужно сперва внедрить в ряды ДОМП  своих сторонников. Или завербовать кого-то из сотрудников. На внедрение уйдет года три – стажировка. И еще лет пять прежде, чем такой агент начнет приносить стоящую затраченных лет пользу. Вербовка же... это уровень ваше. Сперва определить, кого вообще можно завербовать. А не вляпаться в того, кто потом заботливо оденет наручники. Это уже возраст и опыт. Среди Пожирателей, конечно, есть и талантливая и радикальная молодежь. Но руководят ими люди старше.
Август посмотрел на свои руки и снова поднял взгляд. «И символика наследника – тоже про возраст, из молодежи не так уж и много о ней вообще задумываются. С каждым поколением слизеринцы учатся на своем факультете, потому что там учились их предки, а не потому что действительно разделяют идеи того, кто покинул эту школу.»

+2

21

В судебной практике апеллировать если не к философским течениям, заслужившим авторитет благодаря выдержке, то хотя бы к опыту правосудия предшествовавших веков, считалось хорошим тоном. Многим коллегам – даже если сами они не задумывались об этом – это помогало спокойно спать ночами.
Авторитет древних мыслителей или судий суровых дней минувших позволял надежно замаскировать свою предвзятость, неприязнь, сострадание, проблемы в семье, длинную очередь в министерском кафетерии, капризных детей, невежливого посетителя, захлопнувшего перед носом ведущую из Атриума дверь ранним утром, вредных жен, изменявших мужей, привязчивый образ школьного задиры, не дававшего прохода на переменах, отвергнувшую любовь девушку, вечно недовольную мать, завышающего ожидания отца, нереализованные амбиции… Список продолжался и продолжался – он тянулся до самого края бесконечности и возвращался обратно, а сводился, в конечном счете, к тому, что ответственность за решения, принятые в зале суда с почтительным обращением к абсолютным категориям добра и зла, всеобщего высокого блага и непоправимого злонамеренного вреда, лежала на том, что уважаемые судьи сегодня ели на завтрак и как прошел их вчерашний ужин с родителями жены. Так бывало не всегда, естественно: ловушка обобщений всегда стояла широко распахнутой для наивного неофита. Но все-таки куда чаще, чем им бы всем хотелось. Для этого маги придумали науку и философию, а магглы – религию. Абсолютные категории и правильно скомпонованные красивые слова позволяли какое-то время обманывать даже самих себя.
- Самопожертвование? – уточнил Элфиас. – Пожертвовать собой вместо ребенка, вы имеете в виду? Но тогда вы рискуете оставить ребенка беззащитным перед лицом других опасностей. Сиротой, которому предстоит расти в мире, где его больше некому защитить. Более того, заключая такой договор о самопожертвовании с тем, кто решился посягнуть на жизнь невиновного, вы рискуете и действуете с позиции собственной порядочности: вы верите в то, что обмен состоится ровно так, как вы его задумали. Но шанса проверить у вас уже не будет.
Элфиас отклонился назад, машинально принимаясь поправлять бумаги на столе. У него не было привычки непременно занимать чем-то руки при разговоре, но рассуждать он любил именно так.
- Мне представляется, что мы напрасно когда-то наделили категории «добра» и «зла» статусами абсолютов. Это позволяет прикрыться ими, если есть необходимость, и бесконечно дискутировать об их природе, расставаясь с оппонентом, по-прежнему имея собственное мнение. Убийство акромантула или оборотня в полнолуние – это тоже убийство, как его ни назови. И не сожалеть о нем нам позволяют лишь вшитые в нас мыслительные конструкты о том, кто такие акромантулы и оборотни. Спросите магозоолога, и он даст вам другой ответ. Спросите оборотня не в полнолуние, и вы можете услышать удивительную историю.
Август улыбнулся и вернулся к тому злу, которое, очевидно, беспокоило его больше, чем оборотни в полнолуние и абстрактные дети, которых он должен был защищать от абстрактных убийц. Впрочем, это было более чем объяснимо: Пожиратели Смерти были явлением куда менее абстрактным, чем зло, добро или смерть. И трудно было спорить, что за ними стояли не молодые люди. Или, если и молодые, то исключительно способные. Элфиас мог бы даже сказать – талантливые. Но употребившие свои таланты на страшное дело.
- Вы много думали об этом, мистер Руквуд, - заметил Дож. – Или внимательно наблюдали.

+4

22

Август пожал плечами, словно говоря: «Я отдал этому ребенку свою жизнь – что еще я могу ему отдать…»
Извечный вопрос: «Если я умер за принцессу – могу ли я считать, что жил для нее.» - одна из любимых сказок его матери, когда отважный самурай спасает дочь своего сёгуна, к которой питает не только чувство долга, но и сильную любовь. Он гибнет в сражении с ордами нечисти, но жажда выполнить обещание в нем так велика, что он становится демоном. Уничтожив всех врагов освобождает возлюбленную, вот только он уже не тот кем был. И по сути, и по содержанию. Он предстает перед ней чудовищем – ни чем не лучше, а может быть даже хуже – того, что держало ее в заточении.
- Это усложнение, - улыбается Руквуд, - разве для ребенка будет лучше, если меня посадят за превышение самобороны? Кроме того, рано или поздно его все равно придется отпустить – постоянно опекать его тоже вред. Кроме того: если я отдам за него свою жизнь, разве я что-то еще буду ему должен? Разве есть что-то больше, чем подобная плата?
Он наблюдает за точными, но явно машинальными движениями Элфиаса, почти любуясь. Запоминая, как и его улыбки до этого. Руквуд хороший актер, но чтобы создать цельный образ, нужно накопить ряд мелочей. И где-то в его памяти есть отдельная коробчка для таких-то вот движений, жестов, улыбок, поворотов головы. Всего конструктора образа человека. Ведь от одной только осанки зависит столь многое в восприятии каждого отдельного человека.
- Людям это свойственно: возводить все в абсолют. Мы хотим, чтобы кумиры, которых мы уважаем – такие, как например, Основатели Хогвартса или его нынешний директор или авторы книг, которые нам нравятся – были непогрешимыми и желательно непорочными. Почему-то люди не готовы принять, что сильная личность, даже личность благородная, вряд ли всю жизнь совершала только высокоморальные поступки, особенно с точки зрения современной морали. И вот появляются газетные статейки с громкими заголовками: «Годрик Гриффиндор убивал маглов!» открыв статью, мы узнаем, что несколько раз маглы вызывали Гриффиндора на дуэль, он считал недостойным драться с ними магией и сражался только своим умением фехтовальщика. И побеждал. Но, Мерлин Великий, мы с детских лет знали, что у Гриффиндора был меч. Неужели кто-то думал, что он только хлеб к трапезе им резал? Или тот же Мерлин: сколько скабрезностей пытаются написать об его отношениях с Нимуэ. Хотя одна из версией этой истории кажется мне очень красивой. Да, мы возводим добро и зло в абсолют, который не можем объяснить. И требуем от наших героев непогрешимости, чтобы после их смерти с удовольствием вытаскивать из их шкафов не то, кем они на самом деле были – и только их грязное белье. Так уж устроено человечество, - Август развел руками и виновато улыбнулся. Словно это он лично сделал людей именно такими.
«Да, и к этому самому человечеству относимся все мы... Никак не могу отделаться от мысли, если «гуманный» значит «Свойственный человечеству»  в значении «милосердный», то правда ли это милосердие людям так близко».
- Я много размышлял. Я чистокровный, мистер Дож, конечно не двадцать восемь священных и не стремлюсь, - он озорно улыбнулся, - Но эта история к сожалению, однажды может меня коснуться. И я не хотел бы... чтобы это было фатально.

Отредактировано Augustus Rookwood (2020-10-19 18:26:09)

+3

23

- Здесь неизбежно возникает еще один непростой вопрос, мистер Руквуд, - улыбнулся Элфиас. – Причитается ли ребенку от нас непременно какая-то плата, или все, что мы для него делаем, мы делаем по велению сердца. Признаться, не думаю, что я сам отыскал ответ на этот вопрос. Возможно, его и вовсе не существует. Универсального для всех, во всяком случае.
Какими бы удобными в смысле упорядочивания действительности ни были судебная практика и регулярное обращение к своду законов, следовало признать, что жизнь неизбежно тяготела к хаосу. Она не то чтобы не нуждалась в порядке, она скорее выступала за разнообразие. Разнообразие неизбежно порождало хаос. А хаос приобретал некоторую энергию – отрицательную, как в случае с Пожирателями Смерти, или положительную, как в случае с множеством других прекрасных дел, начиная спонтанным разговором с переболевшим драконьей оспой ровесником-изгоем и заканчивая борьбой за слабых и угнетенных.
- Разве обязательно убегать так далеко в историю? – уточнил Дож. – Многие возводят в абсолют, скажем, правоту собственной матери, потому что они ее любят. Жены или мужа. Брата или сестры. Друга, если в нас живет достаточно восхищения этим другом. Людям вообще свойственны какие-то крайние состояния. Порой мне кажется, что в них до некоторой степени комфортнее существовать: если кажется, что ты точно знаешь, что есть белое, а что есть черное, возможно, рассматривать все прочие оттенки, между белым и черным, уже не нужно. Нет необходимости и потребности искать в себе силы размышлять о них и пытаться разнести все, что происходит в жизни, не по двум точкам, а по бесконечному множеству. Если взглянуть, как развивались древние языки, можно заметить, что не только люди и их жизнь, но также и речь, до известной степени, тяготеет к упрощению. Что же касается грязного белья… Человек любознательное существо. И не всегда эта любознательность поддается контролю.
Дожу было любопытно, за каким из замечательных, волнующих любой молодой ум размышлений кроется та самая цель, ради которой Август задерживался на работе и вел с ним эту беседу. Дело было не просто в высоких разговорах о кумирах, о добре и зле. И даже не в Пожирателях Смерти.

Более-менее внятный ответ обозначился, когда Руквуд заговорил о собственном чистокровии. Должно быть, о Пожирателях Смерти хоть раз, хоть вполголоса, заговаривали между собой все чистокровные волшебники – все, кто мог позволить себе говорить без всяких опасений, ведь у них в роду, разумеется, давным-давно не было ни магглов, ни полукровок.
- В сложившейся ситуации, мистер Руквуд, вам даже повезло быть чистокровным. И, даже если эта история вас коснется, и вопрос встанет ребром, у вас, вероятнее всего, будет выбор: убивать или быть убитым. Кого именно, за что и при каких обстоятельствах – вам предстоит решить. Но даже так вы будете находиться в привилегированном положении по сравнению с теми магглорожденными, полукровными и сквибами, у которых выбора, я допускаю, не будет вовсе.

+4

24

Август пожимает плечами с видом даже не много растерянным.
- У меня нет своих детей, мистер Дож, хотя, конечно, даже мои родители считают, что мне уже пора сочетаться узами брака и подарить им второго наследника в очереди. Но признаться, эта обязанность чистокровного меня несколько тяготит. Хотя, если посмотреть на другие семьи – я не единственный такой. Но если вернутся к вопросу о любви или обязанности по отношению к ребенку... Мне кажется, что защищать того, кто не может защитить себя сам – достойно, хоть в нашем обществе это профессиональная обязанность ДОМП, и рядовые граждане скорей выбегут на крики «пожар», которые угрожают и им тоже, чем на «Помогите, убивают…» но я не знаю, как я поступлю, если сам окажусь в такой ситуации. Пока мне доводилось спасать кого либо, чувствуя за спиной поддержку авроров – на каких либо делах, где им требовалась моя консультация, либо… - он задумчиво улыбнулся, почти с нежностью вспоминая свои восемнадцать, фонари призрачной улочки, тени девяти хвостов, и странный головной убор мистера Лавгуда, - ... когда я был полностью уверен в том, что справлюсь.
Сейчас – хотя прошло не так много лет – он понимал, что очень рисковал в тот день. Но в свои восемнадцать Август был уверен в собственной непобедимости и непогрешимости. Во всяком случае там, где дело касалось нелюдей.
- Вы абсолютно правы, - улыбнулся Руквуд, - И весьма трудно бывает переубедить даже взрослого человека в неправильности какой-то мысли, внушенной ему с детства родителями, - он задумчиво покусал губу, - Только не подумайте, мистер Дож, что мне свойственен порок многих учеников Рейвенкло – пренебрежение к умственными способностям большинства. Я разделял его несколько лет назад, но потом из него вырос. Есть конечно, некоторые социальные «законы» которым подчиняется «Человечество» в общих чертах. Но, каждая отдельная личность – это совсем другая история.
Август повел плечами, на его лице отразилось сомнение.
Пока он только собирал информацию и присматривался к Пожирателям. Кое-что его пугало, смысла некоторых убийств он не понимал, а еще ему очень хотелось понять какой план стоит за этим безостановочным насилием. Трудно было избавится от установки матери: «Насилие козырь дилетантов.» Кем-кем, а дилетантами Пожиратели не казались.
- Я не могу с вами согласится. Те, кого они приходят убивать тоже могут выбрать самозащиту. И могут убить того, кто на них напал. Предложение же: «или ты убиваешь тех, на кого мы покажем, или мы убиваем тебя»… Я бы не назвал это выбором, мистер Дож. Что бы ты не выбрал, ты в любом случае словно в наручниках. Выбор есть, когда тебе предлагают идею, за которую по их мнению стоит убивать. И ты соглашаешься с ней или нет. Это выбор в извечном спор общего блага: оправдывает ли цель средства или пятнают ли средства цель? – он развел руками.

+3

25

В разговорах обо всем на свете, когда одна мысль цеплялась за другую, была определенная прелесть: они могли увести собеседников на совершенно неожиданную, порой лежащую за пределами комфортного светского общения территорию, на которой весь предыдущий опыт обоих собеседников вдруг выравнивался и приходил к общему знаменателю. В таких беседах часто удавалось найти пищу для последующих раздумий или, во всяком случае, приятно провести время.
Элфиас мог бы сказать, что спешить с наследниками, вторыми или третьими в очереди, не стоит ни богатым, ни чистокровным, ни тем более богатым и чистокровным, но не стал, сосредоточившись вместо этого на других тезисах, выдвинутых Августом. Чужие дети его никоим образом не касались. И брать за них какую бы то ни было ответственность Дож никогда бы не рискнул.
- Значит, вам везло, - мягко улыбнулся он. – И я искренне желаю, чтобы вам так везло и дальше. Относительно же того, чтобы переубеждать взрослых людей… Стоит ли их переубеждать, вот в чем вопрос. Я скорее склоняюсь к тому, что каждой отдельной личности уместнее менять свои убеждения в соответствии с собственным опытом. Тогда эти перемены происходят по воле сердца или в соответствии с голосом разума. Но всегда – по собственному желанию и сообразно собственным устремлениям.
Переубеждать – неблагодарный труд. Переубеждать, чтобы «плохой» стал «хорошим», а «хороший» - «плохим», - неблагодарный труд вдвойне. В самом дурном изводе переубеждение было похоже на сеанс дурного гипноза или жонглирования давно заученными аргументами. Ни то, ни другое было Элфиасу не близко. Когда-то он верил в раскаявшихся преступников, совершивших особо тяжкие преступления, а потом, незаметно для самого себя, перестал.
- Разумеется, - кивнул Дож. – Но, будучи чистокровными волшебниками, мы всегда можем выбрать идею. Ту или другую. И, при определенных обстоятельствах, тешить себя надеждой, что то, что мы в эту идею верили, служит нам оправданием. Оправдывают ли средства цель, я судить не возьмусь – это, если позволите, выбор, который каждый разрешает каким-то образом сам. Когда я выбираю некую цель, я действую средствами, которые считаю приемлемыми. Но это вовсе не значит, что вы или кто-то еще со мной согласятся. Мир настолько сложен и разнообразен, что, возможно, соглашаться по этому вопросу до определенного момента нам и не нужно. Например, до момента, когда наши цели не требуют от нас совершать тяжелые преступления против других людей: лишать их жизни, например. Хотя даже такие случаи, как убеждает меня опыт работы в Визенгамоте, могут иметь бесконечное число нюансов.
Не в юрисдикции Элфиаса Дожа было решать, оправдывает ли цель средства. Люди шли настолько разнообразными дорогами, что рассуждать о целях и средствах общо было бы довольно неосмотрительно. Обсуждать можно было конкретные цели и конкретные средства, и, если Август клонил к тем целям и средствам, которые избрали Пожиратели Смерти, то обсуждать их в Министерстве Магии не следовало. Дож вообще предпочел бы не обсуждать цели и средства такого рода – о них он, с одной стороны, как и все, знал слишком обрывочно, а, с другой стороны, слишком много для того, чтобы рисковать погружаться в пространный разговор.

+4

26

О, Август вовсе не считал, что ему везет. Что толку в том, что тебе повезло спасти одного мага или пару магловских детишек, если иногда тебе снятся горящие под магловскими бомбами города. И люди, что обратились лишь в тени, рисунки из пепла на стенах. Почти как в Помпее, где под фигурами из застывшей лавы пустота и прах, только здесь и фигур нет. В магловской сказке от летающего мальчика сбегает тень, чтобы дразнить его. Но в реальности тени остаются молчаливым укором.
Ему не повезло: министерство магии отклонило его проект. То, что могло бы защитить их от такого будущего. Кстати, в том числе из-за пресловутых Пожирателей. Реальной угрозы по их мнению. В тот момент он почти ненавидел и министра магии и собственного куратора в Отделе тайн и тех самых Пожирателей.
- Благодарю, я тоже надеюсь, что мне будет везти. А кто бы не надеялся, - он улыбнулся, - Что же касается смены образа мыслей… все течет, все меняется. Если человек совсем не меняется, то возможно он и не живет вовсе. 
Возможно, имело смысл попробовать обратиться к Альбусу Дамблдору. Объяснить, рассказать, чтобы он внес эту мысль в Международную коалицию. Но осторожное прощупывание почвы – его близкий друг – ничего не дало, кроме беседы о традициях.
Увлекательной, любопытной, но для Августа – бесполезной.
Все что он унесет с собой – уважение к этому человеку с его вкрадчивыми движениями, улыбками, лучистыми взглядами.
- Вы снова правы. Любое мнение можно рассматривать с тысячи точек зрения. И приемлемость методов всегда рассчитывается относительно кого-то, - он вздохнул, переводя взгляд на часы, - Простите, мистер Дож, я кажется надолго вас задержал, и мне следует откланяться. Спасибо вам за эту увлекательную беседу. Я надеюсь, однажды мы снова сможем обсудить что-то не менее интересное.
Он поднялся, откланиваясь.
Что ж, это время нельзя считать потерянным: он запомнил и заботливо спрятал те манеры мистера Элфиаса Дожа, которые тот ему продемонстрировал. В них есть своя прелесть: они удобны, когда нужно быть для кого-то уютным.
Рядом с Элфиасом было легко чувствовать себя в безопасности. Так что он даже увлекся, и на какое-то время забылся, заинтригованный беседой. Хоть и не услышал ничего кроме осторожный слов.
Средний Царский путь. Никаких крайностей.

+3


Вы здесь » Marauders: stay alive » Завершенные отыгрыши » Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно